Версия для слабовидящих

Колонка логопеда

Полезные ссылки

Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование"

Каталог организаций

Как пальцы помогают развивать речь.

Известный физиолог М.М. Кольцова разработала для детей первых лет жизни интересный тест. Малыша просят: «Сделай вот так»- и показывают один пальчик, потом два пальчика, три. Если же ребенку больше трех лет, ему предлагают по образцу взрослого соединить указательный и средний пальцы в кольцо, изобразить гуся (сложить все пальцы в щепоть, которая напоминает голову гуся), козу (все пальцы сжать в кулак, вперед выставить указательный и мизинец) или ножницы (указательным и средним пальцами выполнять «стригущие» движения).

А дальше, еще не услышав ни одного слова ребенка, можно сделать предположение об уровне развития его речи. Говорящие дети- это те, которым удаются все или почти все задания теста, а изолированные движения пальцев не вызывают затруднений. Если же детские пальчики напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, наоборот, вялые, «ватные», то это – не говорящие или плохо говорящие дети. Какие же взаимосвязи демонстрирует этот тест и какие педагогические выводы из него следуют.

Во-первых, он показывает прямую связь развития речи и тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук человека. Исторически сложилось так, что развитие функции руки и речи шло параллельно, а первой формой общения людей друг с другом в далеком прошлом были жесты. Эта зависимость продолжает сохраняться и у маленьких детей: совершенствование их речи находится в непосредственной зависимости от степени тренировки рук.

Во- вторых, тест подчеркивает, насколько тесно физиологически связаны в своем развитии зоны коры головного мозга ребенка. Проекция кисти руки и речевой моторной зоны расположены очень близко и на протяжении всего раннего детства четко прослеживается, как по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

В- третьих, тест наталкивает на ценную мысль о том, что развивая пальцы рук ребенка, можно стимулировать его речевое развитие. К этому важному заключению давно интуитивно пришла народная педагогика. Сегодня сходные по своему назначению игры для детских пальчиков есть в России, Японии, Германии и других странах.

 Таким образом, чем раньше родители начнут следовать законам природы и детского развития, подтвержденным современными исследованиями, тем успешнее будет развитие речи малыша.

Начинать тренировать детские пальчики рекомендуется уже в 6-7 мес. Аккуратно, без лишних усилий, можно проводить легкий массаж рук, включающий два вида упражнений: поглаживание кистей рук по направлению от кончиков пальцев к запястью; сгибание и разгибание пальчиков ребенка взрослым. Ежедневная продолжительность таких упражнений составляет 2-3 мин.

А вот с 10 мес. малышу можно предлагать совершать уже более активные, энергичные движения пальчиками. Для этого следует использовать пальчиковые игры - инсценировку каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук ребенка. (Русская игра «Сорока - белобока»)

Можно «перебирать» детские пальчики и легко массировать их и в обратной последовательности, например, в немецкой игре с пальчиками.

Большой пальчик сливы трясет,

Второй – их собирает,

Третий – в дом несет.

Четвертый – высыпает.

Самый маленький – шалун –

Все, все, все съедает.

А вот какие игры можно предложить детям 3-4 лет.

«Моя семья»

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – я.

Вот моя семья!

В начале игры все пальцы сжаты в кулак. Во время чтения каждой строчки ребенок с помощью взрослого или самостоятельно по одному разгибает пальчики. На последней строчке пальчики «радуются» - вся кисть руки поворачивается влево - вправо.

«Этот пальчик»

Этот пальчик хочет спать,

Тот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише, не шумите,

Братцев вы не разбудите…

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора!

В соответствии с текстом по очереди загибаются, начиная с мизинца, пальцы одной руки. На последних двух строчках все пальчики разгибаются, рука ритмично сжимается в кулак и разжимается.

Очень важно, чтобы ребенок научился выполнять движения, необходимые по сюжету игры, пальчиками сначала одной, а потом и другой руки. Для этого каждую игру можно повторить дважды.

Для детей 4-5 лет в игры можно включить и более сложные движения. Кроме того, в них дети постепенно усваивают названия пальчиков.

«Дружные пальчики»

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот – средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот – указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

В начале игры пальцы руки раскрыты, а дальше в соответствии со стихотворным текстом они по одному загибаются в кулак. На последние две строчки выполняется ритмичное сжимание и разжимание пальцев руки.

Не требуйте заучивания стихотворного текста, сопровождающего игру. Не огорчайтесь, если вначале малыш будет путать название пальчиков – не сразу, но постепенно он их обязательно запомнит.

Следует помнить, что проведение пальчиковых игр должно нравиться ребенку, доставлять радость и удовольствие. Их продолжительность обычно не превышает 5 мин в день.

Можно играть с пальчиками и без стихотворного сопровождения. Покажите ребенку, как пальчики одной руки умеют здороваться друг с другом: кончик большого пальца поочередно касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Потом предложите точно также научить здороваться пальчики другой руки. В завершении можно показать, как могут здороваться друг с другом пальцы обеих рук - большой с большим, указательный и указательный и т.д. С этой своеобразной пальчиковой гимнастики можно начинать каждое утро.

Очень полезно заниматься с ребенком «конструированием» из пальчиков. На первых порах инициатива здесь должна принадлежать взрослому. Именно он показывает, как сделать только с помощью рук лодочку (прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их), цветок (прижать запястья друг к другу, ладони развести в стороны, пальцы рук округлить), очки, улитку или зайчика. А дальше можно не только вместе с ребенком придумывать все новые и новые способы показа разных предметов, но и загадывать друг другу загадки: «Угадай, какой предмет я показываю?»

Стимуляции двигательной и речевой функции способствуют разнообразные практические действия:

-вкладывание друг в друга полых кубиков, призм, полусфер разной величины (игры с вкладышами) – с 1 года;

-перебор крупных деревянных бус – с 1-1,5 лет;

-сборка деревянных или пластмассовых пирамидок – с 1,5 лет;

-выкладывание из крупной мозаики разноцветных или одноцветных дорожек – 1,5-2 лет;

-шнуровка (плоские фигурки игрушек «прошиваются» шнуром по дырочкам)-с 2-3 лет;

-изготовление поделок из пластилина, конструктора, природных материалов-с 2,5-3 лет;

-наматывание толстых ниток в клубок – с 3-4 лет;

-обведение изображений предметов по контуру, их штриховка в разных направлениях – с 3-4 лет;

-завязывание и развязывание узелков на веревочках, тесьме, ленточках разной толщины – с 4-5 лет и т. д.

Когда после тренировок в соответствии с приведенными рекомендациями вы вновь предложите ребенку тест, его результат непременно будет выше. Регулярные игры и упражнения для пальчиков не только стимулируют развитие речевой функции, но и будят детское воображение, фантазию, а также незаметно готовят руку ребенка к предстоящему в школе овладению письмом.